АССОЦИАЦИЯ РЕЗИДЕНТОВ ВСТАЛА НА ЗАЩИТУ КЛЮЧЕВОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК

Бизнес-объединение информирует спикера ГД РФ Вячеслава Володина о критических рисках лишения инвесторов права получать землю без торгов.

Ассоциация резидентов ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ) направила спикеру Государственной Думы Вячеславу Володину свою позицию по поводу внесенного в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего лишение резидентов СПВ возможности получать земельные участки без торгов для реализации инвестиционных проектов, сообщает ИА PrimaMedia. По оценке участников Ассоциации, в случае принятия спорного законопроекта специальный экономический режим СПВ утратит свою ключевую преференцию, это чревато заморозкой многих проектов резидентов,  ухудшит инвестклимат на Дальнем Востоке и сделает невозможным достижение целей государственных программ по развитию макрорегиона. В своем обращении от 27 марта председатель Совета Ассоциации Денис Сарана информирует Вячеслава Володина о том, что предложенный депутатам Госдумы законопроект не подкреплен аналитическими исследованиями, и предлагает привлечь участников Ассоциации к обсуждению инициативы на площадках ответственных комитетов ГД.

Напомним, что речь идет о внесенном в ГД 24 марта этого года проекте федерального закона № 928822-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток». Законопроектом путем исключения ряда положений Земельного кодекса РФ и закона №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» предлагается лишить резидентов СПВ возможности получать земельные участки по заявительному принципу, то есть без проведения торгов.

Как сообщил корр. агентства исполнительный директор Ассоциации резидентов ТОР и СПВ Денис Гарин, подготовка нынешней редакции законопроекта шла в целом в закрытом от обсуждения с бизнес-сообществом режиме, не все однозначно было и с оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта.

— Преференция по упрощенному порядку оформления земельных участков изначально вызывала раздражение у местных властей, и эта инициатива по изменению «правил игры» обсуждается с 2017 года. Были разработаны более трех реакций этого законопроекта, включая редакцию с передачей полномочий по решению «земельных» вопросов АО «КРДВ». Минвостокразвития РФ плотно работало с бизнесом-сообществами на начальном этапе, но к работе с последней редакцией законопроекта общественные деловые организации не привлекались совсем. Мы о своих опасениях говорили на IV-м и V Восточных экономических форумах. Оценка регулирующего воздействия проводилась, но не активно. Законопроект был опубликован на regulation.gov.ru в июле 2019, а зашел в Госдуму в марте 2020 года и в другой редакции, по ней уже ОРВ не проводилось.

Собеседник агентства также выразил уверенность в том, что бизнес-объединения нужно обязательно привлекать на площадки федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания для обсуждения имеющих прямое отношение к инвестклимату и предпринимательству законодательных инициатив.

— Конечно, мы об этом и говорим: «Вовлекайте нас!» Невозможно принять ни одно сбалансированное управленческое решение, сидя в кабинетах, без общения с бизнесом, без аналитических данных. И не выйдя, как говорится, в поля, где эти «кабинетные» регламенты просто не будут работать, — прокомментировал исполнительный директор Ассоциации. – Экономика — это живой организм. Знаете, есть такая мудрость: можно лошадь подвести к воде, но нельзя заставить ее напиться. Так и с инвестклиматом —  не будет инвестиций там, где это по-настоящему непривлекательно.

По оценке Ассоциации резидентов ТОР и СПВ (некоммерческая организация, создана в 2017 году – ред.), направленной спикеру ГД Вячеславу Володину, большинство из 1893 компаний, являющихся на сегодняшний день резидентами свободного порта Владивосток, принимали решение о старте своих инвестпроектов в рамках СПВ прежде всего исходя из возможности получения земельных участков без обременительных и затратных процедур. Но, несмотря на предусмотренную законодательством РФ преференцию, большое количество инвесторов до сих пор не обеспечено землей, необходимой для реализации проектов. Особенно тревожная ситуация складывается непосредственно во Владивостокском городском округе, где более 70% подавших заявки на земельные участки резидентов СПВ их в настоящее время не получили.

Говоря о позиции предпринимательского сообщества, Ассоциация ссылается на результаты опроса, проведенного ей среди резидентов в 2019 году в рамках подготовки к V Восточному экономическому форуму. По результатам опроса, в частности, 86% респондентов отметили, что преференция при получении земли имеет ключевое значение для реализации их инвестпроектов, в случае же отмены льготы более 40% опрошенных откажутся от реализации проектов из-за длительного оформления земельных участков и более 33% — из-за высокой стоимости на торгах.

В Ассоциации уверены, что законодательная отмена льготного режима получения земли резидентами СПВ ни в коей мере не решит существующие проблемы с существующими административными барьерами, и, более того, станет причиной «заморозки» около 1 тысячи заявленных проектов, лишения экономики ДВ-региона миллиардных инвестиций и сотен новых рабочих мест. В первую очередь пострадают добросовестные инвесторы.

В своей позиции Ассоциация резидентов ТОР и СПВ также анализирует те негативные факторы, связанные с льготным порядком предоставления земли инвесторам-резидентам, которыми авторы пояснительной записки к спорному законопроекту обосновывают свою инициативу. По сути, основной проблемой в реализации преференции авторы законопроекта считают как раз административные барьеры, некие «злоупотребления» (без приведения аналитических данных по ним) и возникновение конфликтов между частными интересами бизнеса, с одной стороны, и интересами муниципалитета и горожан – с другой.

По предложению бизнес-объединения резидентов ТОР и СПВ, с которым оно обратилось к Вячеславу Володину, для снятия возникающих административных барьеров необходимо сохранение преференции при эффективном взаимодействии Корпорации развития Дальнего Востока и муниципальных властей по вопросам реализации проектов резидентов.  На уровне подзаконных актов правительства РФ требуется ужесточить критерии получения статуса резидента свободного порта Владивосток (включить в перечень требуемых документов подтверждение источников финансирования), повысить эффективность контроля за исполнением обязательств как резидентов, так и органов местного самоуправления,  предусмотреть ответственность сторон.

Упоминаемую авторами пояснительной записки к законопроекту информацию о «злоупотреблениях» (например, получении резидентами земли с целью перепродажи, с целью продления существующих договоров аренды без торгов и пр.) в Ассоциации считают некорректной и не подкрепленной никакими фактическими данными. Кроме того, подчеркивают в Ассоциации, существующая законодательная база в полной мере содержит возможности для расторжения соглашений КРДВ с резидентами, не ведущими заявленной деятельности, и, соответственно, лишения их полученной в льготном порядке земли. Мерой ужесточения этих возможностей авторы обращения к спикеру Госдумы видят уменьшение в базовом законе «О СПВ» срока (сейчас – 2 года), по истечении которых КРДВ получает право в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с недобросовестным резидентом.

Что же касается «конфликта интересов» бизнеса, муниципалитета и жителей, то здесь Ассоциация напоминает, что градостроительная политика, территориальное планирование и зонирование – в полномочиях муниципальных властей, статус резидента СПВ не дает той или иной компании никаких привилегий и возможностей влиять на существующие регламенты. Соответственно, и соблюдение баланса интересов жителей города и инвесторов – это вопрос профессионализма местной власти при подготовке тех или иных изменений генерального плана и правил землепользования и застройки.

Бизнес-объединение также опровергает утверждения авторов инициативы, согласно которым отмена «земельной» преференции «концептуально не противоречит сути правового режима свободного порта» и «не повлияет на достижения целей государственных программ РФ». Ассоциация отмечает, что возможность получения земли по льготному режиму по факту является самой востребованной бизнесом преференцией, закрепленной в законе «О СПВ», поскольку она устраняла один из самых существенных административных барьеров, передавая на федеральный уровень ( то есть КРДВ и Минвостокразвития) определенные функции распоряжения землей и стимулирования предпринимателей.

«Данный законопроект не имеет под собой оснований, к нему не представлена аналитика по злоупотреблению данной нормой права, не выявлены компании злоупотребляющие преференцией и соответственно не расторгнуты соглашения с такими резидентами. Также к законопроекту не представлена аналитика по количеству выданных земельных участков и отказам (и их основаниям), по выполнению обязательств резидентами, по освоению земельных участков и уплате арендных платежей. Без проведения данной аналитической работы не представляется возможным принятие взвешенного решения о необходимости изменения действующего порядка оформления земельных участков», — говорится в заключительной части позиции Ассоциации резидентов ТОР и СПВ по спорному законопроекту.

В завершение письма Вячеславу Володину председатель Совета Ассоциации Денис Сарана просит спикера Государственной Думы учесть позицию Ассоциации резидентов при рассмотрении неоднозначного законопроекта, а также предоставить возможность обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом на профильных комитетах Государственной Думы РФ.

При этом, как отметил Денис Сарана уже в беседе с корр. ИА PrimaMedia, дальневосточное бизнес-сообщество вполне определенно видит пути решения «земельных» вопросов в СПВ – при полном соблюдении баланса интересов власти, предпринимателей и общественности.

— Все достаточно просто: нужно работать, и каждый при этом должен заниматься своим делом. КРДВ занимается регистрацией, анализом и отбором инвесторов, муниципалитет предоставляет земельные участки, контролирует их освоение и уплату аренды, прокуратора проверяет соблюдение законов.

Возможно, нужно настроить фильтры получения статуса резидента СПВ, повысить ответственность бизнеса по своим обязательствам. Относительно спорных системных вопросов — они должны обсуждаться коллегиально на Наблюдательном совете СПВ, который с этой целью и создавался. А то, что предлагается сейчас – это совершенно несоразмерный ответ на абсолютно решаемые проблемы, — прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации резидентов. — В Земельном кодексе РФ — более 30 пунктов, на основании которых можно получить земельный участок без торгов – от специальных решений президента и правительства РФ до льгот садоводам, казакам, проектам ГЧП и инвесторам в «недострои». Почему появилась идея исключить именно пункт о резидентах СПВ – нам непонятно.

Конечно, не всем нравятся проекты резидентов из малого бизнеса в сфере торговли, услуг, те же традиционные автостоянки и «пит-стопы». Но необязательно отменять преференцию для всего свободного порта Владивосток, уничтожить, по сути, эту «точку роста». Это явно не «тонкая настройка» и не аккуратный подход.

Комментируя сообщения в СМИ и даже цитаты региональных руководителей о резидентах СПВ, получающих землю «без конкурса и бесплатно», Денис Сарана отметил, что эта «бесплатность» — к сожалению, очень распространенное заблуждение.

—  Да, существует такое мнение, что земля резидентам «отдается бесплатно», но это не соответствует действительности. Резидент может получить участок только в аренду, и за арендную плату, которая рассчитывается от кадастровой стоимости участка. Выкупить он её сможет после реализации проекта, и тоже без каких-либо скидок. Кадастровая стоимость, в свою очередь, рассчитывается от рыночной стоимости. Да, в отличие от торгов аренда не взлетает кратно, но она существенная, особенно во Владивостоке, — напомнил председатель Совета Ассоциации. – Более того, огромным барьером является не стоимость аренды, а сама процедура торгов. Инвестор не только не понимает, сколько он будет платить, но и когда он получит этот участок, не оспорит ли кто-то потом процедуру торгов, окажутся ли на них недобросовестные участники, срывающие эти торги в принципе. В целом мы видим два разных подхода. Либо регион требует от предпринимателя заплатить по максимуму в краткосрочном периоде (3-5 лет аренды), причем в процессе инвестирования, строительства, почти всегда – за счет кредитных средств. И затем ему приходится включить все эти расходы в стоимость своей продукции, тех же квартир в жилом доме.

Либо мы здесь создаем, как поручил президент, благоприятные условия на длительную перспективу для инвестиций и создания новых объектов, реализации проектов, а далее будут и рабочие места, и рост региональной экономики. Исходя из принятого — в том числе, и по нашему обращению — решения, будут понятны приоритеты.

Источник: PrimaMedia.ru

 

Опубликовано в Новости