ГОСДУМА РАССМОТРИТ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТМЕНЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ В СВОБОДНОМ ПОРТУ ВЛАДИВОСТОК

Проблему злоупотреблений в СПВ предлагают решить с помощью радикальных мер.

Госдума рассмотрит законопроект об изъятии земельных преференций у резидентов свободного порта Владивосток, сообщили ИА PrimaMedia в Минвостокразвития. Документ отменяет порядок предоставления инвесторам СПВ земельных участков на бесконкурсной основе в пользу аукционов. Бизнес-сообщество поделилось на два лагеря – один поддерживает закон, другой считает, что свободный порт лишают уникального инструмента, которым так и не смогли эффективно воспользоваться на местном уровне.

 

Эффект не соответствует заявленным целям

"Цель регулирования – предоставление земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду на общих основаниях – по результатам аукциона. Документ поступил в Государственную думу", — сообщили в ведомстве.

Согласно новому порядку, инвестор должен будет к заявке на получение статуса резидента подать заявление о предоставлении земельного участка. По итогам рассмотрения управляющая компания направит ее в муниципальный орган, который объявит конкурс.

На официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов указано, что необходимость принятия закона обусловлена злоупотреблениями в свободном порту. "При выделении земельных участков возникает конфликт интересов резидентов и публичных инвесторов муниципалитета. Кроме того, эффект от преференций не соответствует целям создания СПВ", — следует из обоснования документа.

"Безаукционный порядок в свободном порту вызывает массу вопросов. Понятна позиция властей, которые не хотят передавать самые сладкие участки под самые неподходящие для этого проекты – например, индивидуальное жилищное строительство, а хотят заработать через аукцион. Бизнес говорит: "Я принесу те же самые деньги через десять лет". Но где гарантия?", — ранее заявлял заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Волков.

Гарантий, как показала практика, нет никаких. По словам руководителя двух компаний, входящих в СПВ, Максима Коренева, далеко не все юрлица свободного порта планируют создавать действующие предприятия и рабочие места. Многие используют льготный режим с целью минимизации налогов или спекуляций на перепродаже. Чтобы стать резидентом, компания обязуется оставить на своем балансе часть помещения либо организовать деятельность управляющей компании на объекте, приобрести строительное оборудование. Таким образом, в законе образуется лазейка, с помощью которой недобросовестные предприниматели оформляют землю без конкурса и перепродают ее.

Аукционы уже проходили

Но полностью отменить преференции свободного порта – не лучшее решение, уверены противники законопроекта. По их оценке, аукционная система создаст не меньшую почву для злоупотреблений, чем бесконкурсный порядок.

"Аукционы на землю мы уже проходили до вступления в силу Федерального закона "О свободном порте Владивосток". В случае аукциона возникают компании однодневки, которые спекулируют на завышении ставки и выходят с предложением выкупить участие, тем самым искусственно завышая стоимость участка. Соответственно, растут издержки. Многие реальные инвесторы просто не пойдут на торги. Количество заключенных договоров аренды при такой схеме минимальное, земельный участок фактически выпадает из оборота, он не будет осваиваться, арендные платежи в бюджет не поступят, — объясняет исполнительный директор Ассоциации резидентов территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток Денис Гарин.

По его мнению, борьба с посредниками через аукционы приведет только к тому, что их станет еще больше. Необходимо сохранить преференции свободного порта, уникальные в российских масштабах, считает Гарин. А чтобы эффективно использовать их для развития территории, требуется жесткий контроль исполнения обязательств резидентами.

"Это вполне реально. Существует соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока, договор аренды участка с муниципалитетом. Земельный кодекс уже содержит все нормы и позволяет расторгать отношения с недобросовестными арендаторами. У КРДВ и администрации Владивостока есть возможности, чтобы отслеживать невыполнение планов графиков и неуплату арендной платы с принятием соответствующих мер. То, что сегодня администрация города не видит реальных резидентов с деньгами и старается максимально всем отказывать, — это следствие. А причина — в слишком лояльных критериях отбора резидентов и слабом контроле выполнения обязательств по соглашениям. На сегодня в законодательстве нет требования к подтверждению источников финансирования", — говорит Денис Гарин.

Между тем, на круглом столе "Аренда и приватизация муниципального имущества", состоявшемся во Владивостоке, первый заместитель главы города Наталья Соколова отметила, что мэрия может расторгнуть договор с инвестором только после вмешательства КРДВ.

"Администрация уполномочена только проверять целевое использование земельного участка, за реализацию инвестпроекта отвечает Корпорация развития Дальнего Востока. Она отслеживает, как резиденты соблюдают графики, и в случае обнаружения нарушений уполномочена расторгнуть соглашение. На основании этого аренда прекращается", — прокомментировала Соколова, добавив, что муниципальные власти внимательно "смотрят, что просят резиденты и для чего просят – для каких-то непонятных гаражей на каждом косогоре или для нормального инвестиционного проекта, который улучшит экономику города и сделает комфортнее проживание его жителей".

Ранее губернатор Приморского края заявил, что мэрия должна расширить полномочия по изъятию земельных участков, которые недобросовестные инвесторы "не используют или используют не так, как надо". "Раздали резидентам свободного порта почти 180 га земли на 8 млрд рублей. А сегодня наблюдаем волнения среди горожан, возмущенных точечной застройкой", — комментировал губернатор.

В правительстве края уверены, что с помощью закона об изъятии земельных участков можно обеспечить необходимые механизмы контроля, снять социальную напряженность и улучшить инвестклимат в регионе. Это позволит сохранить уникальные преференции свободного порта Владивосток.

Отметим, региональное отделение "Опоры России", рассмотрев законопроект, нашло слабыми аргументы, представленные в пояснительной записке и скоро выступит с официальной позицией по этому поводу. 

Источник: PrimaMedia.ru

Опубликовано в Новости